Доля цифрового рубля в платежах составит 41%
В первую очередь успех цифрового рубля зависит не от технических показателей, а от заинтересованности граждан, считают экономисты
После широкого внедрения доля цифрового рубля в платежах может почти достичь показателя безналичных денег. К такому выводу пришли экономисты НИУ ВШЭ, чью статью с результатами исследования опубликовал Банк России.
Самый оптимистичный сценарий
Специалисты представили четыре сценария распространения виртуальной формы нацвалюты. Для этого они использовали имитационное моделирование, с помощью которого можно создать максимально близкую к действительности, но упрощенную модель реального мира.
Первый сценарий — самый оптимистичный. При нем совместимость цифрового рубля с другими системами расчетов абсолютная. Это значит, что все транзакции беспрепятственно проходят и доходят до получателя.
Доля заинтересованных в такой форме денег россиян, согласно исследованию, через год после внедрения достигнет 40,8%. Объем транзакций с цифрой тем временем составит около 2,6 млрд рублей.
Источник: Банк России
Менее положительные результаты
Второй сценарий предполагает тот же уровень интереса со стороны населения, но меньшую совместимость. В условиях, когда проходят только 70% переводов с виртуальным рублем, его доля будет оцениваться в 32,6%.
При третьем проходят все платежи, но заинтересованы в цифре только 11% граждан. По итогам года доля новой формы рубля в общем объеме транзакций составит 3,7%, говорится в исследовании. Если снизить технические показатели до 70%, доля упадет до 2,6%.
Объем платежей в виртуальной форме нацвалюты будет таким:
- при втором сценарии показатель по итогам первого года после внедрения составит 1,8 млрд рублей;
- при третьем — 0,2 млн рублей;
- при четвертом — 0,15 млн рублей.
Безналичные деньги останутся «значимым способом оплаты для существенной части населения», подчеркивают экономисты.
От чего зависит успех цифрового рубля
Развитие и совершенствование технической инфраструктуры цифры — ключевой фактор успешного внедрения, отмечают эксперты. Однако зависеть эффективность виртуальной формы рубля преимущественно будет от того, насколько в ней заинтересованы люди.
Авторы исследования подчеркнули, что для достижения последнего необходимо «проведение информационно-образовательной кампании». В рамках этой кампании люди должны узнать, каковы возможности цифры и почему им стоит ей пользоваться.
Ранее регуляторы заявили, что намерены ускорить внедрение цифрового рубля. В ЦБ РФ отметили, что провели с новой формой нацвалюты около 25 тыс. операций.